Волго-Окская Экспертная Компания
Нижний Новгород
(831) 415-45-70
перезвоните мне

Волго-Окская Экспертная Компания

Автороведческая экспертиза

В настоящее время разработаны теоретические и методические основы автороведческой экспертизы, соответствующие вопросы которой успешно решаются экспертами уже на протяжении многих десятилетий.

Автороведческая экспертиза необходима, если:

  • предположительный автор есть, однако его авторство вызывает сомнение и требует доказательств (например, подозрение в плагиате; анонимное и псевдонимное авторство; стилизация, подражание, цитирование);
  • необходимо установить социально-биографические характеристики автора документа (родного языка, места формирования языковых навыков, образовательного уровня, возраста, пола и т. д.).

Однако потребности судебно-следственной практики (в частности, при расследовании преступлений, связанных с убийствами, похищением детей, вымогательством, шантажом, разжиганием межнациональной и религиозной вражды и т. д.) диктуют необходимость расширения возможностей судебно-автороведческой экспертизы в плане установления социально-биографического «портрета» автора документа, что имеет существенное значение для оперативно-розыскных мероприятий, позволяя сузить круг лиц, подозреваемых в составлении или выполнении текста документа.

Предметом автороведческой экспертизы является установление данных о личности автора при исследовании текста документа.

Объекты автороведческой экспертизы — это тексты документов, относящиеся к бытовому, публицистическому, деловому, научному стилю письменной речи. Ими могут быть рукописные записи (например, предсмертные записки, письма, заявления, явки с повинной и т. п.), документы, выполненные на компьютере, их копии, в том числе полученные с помощью множительной техники, а также художественные произведения, монографии, рецензии и др.

При проведении автороведческой экспертизы исследуется письменная речь, а также проявившиеся в ней общие и частные языковые навыки. Общие — это синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные навыки. К частным навыкам относятся устойчивые нарушения речи и др.

Письменная речь (и текст как ее произведение) отображает личность во всем многообразии ее свойств, устремлений, ценностных ориентаций.

При производстве автороведческой экспертизы решаются две основные задачи:

  • Идентификационные;
  • Классификационно-диагностические.

К первым относят: установление автора текста определенного документа либо его фрагмента или нескольких документов. Устанавливается подлинный или исключается предполагаемый автор; констатируется факт создания документов одним или разными авторами; выясняется тот факт, что автор или исполнитель не одно и то же лицо.

Ко вторым задачам относят: установление принадлежности текста к определенному функциональному стилю речи; факта намеренного искажения письменной речи, а также иных фактов, относящихся к условиям создания текста документа.

Текст документа — это всегда единство двух основных сторон: смысловой (содержание) и формально-языковой. Содержание документа выражается языковыми средствами, однако оно регулируется не нормами языка, а в основном социально-психологическими факторами. Поэтому по тексту всегда можно сделать вывод о той реальной среде, которая окружает автора (социальной, этической, профессиональной), и, в определенной мере, о тех знаниях, которыми он обладает. Это имеет большое значение для органов расследования в их поисковой деятельности.

Особенности языковой организации (синтаксические, морфологические и др.) индивидуальны для каждого человека, а поэтому играют существенную роль при отождествлении личности.

Следует подчеркнуть, что ряд вопросов не идентификационного плана (психические расстройства, необычные психофизиологические состояния) могут быть решены лишь при комплексном исследовании с участием специалистов в области психологии и/или психиатрии.

Примерный список вопросов автороведческой экспертизы:

  • Одно и то же лицо является автором представленных документов?
  • Гражданин (ФИО) или другое лицо является автором представленных документов?
  • Выполнены ли тексты документов гр. (ФИО)?
  • Имеются ли признаки выполнения представленных документов под диктовку или при участии другого лица/других лиц?
  • Является ли автором анонимного обращения/письма гр. (ФИО), образцы письменной речи которого представлены для сравнения?
  • Является ли исполнителем текста явки с повинной гр. (ФИО)?
  • Составлен ли представленный текст с намеренным искажением навыков письменной речи?
  • Составлялись ли представленные документы одним и тем же лицом либо при участии одного и того же лица?
  • К какому функциональному стилю относится представленный на исследование текст документа под названием «А»?
  • Каковы классификационные и социально-биографические характеристики автора представленного для исследования документа? (образование, профессиональная принадлежность, социальное положение, возрастные характеристики и др.)?
  • Какие общие характеристики имеет документ под названием «А» на структурном, лексико-семантическом, грамматическом и стилистическом уровнях?
  • Имеются ли в тексте документа (его название), представленного на исследование, совпадения с текстом (текстами) (их название) на структурном, лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях? Если да, то в чем они выражены?
  • Имеются ли в представленном для исследования тексте документа (его название) признаки компиляции текста (текстов) документа (их название)?
  • Какие фрагменты текста (текстов) документа (его название) использованы в тексте документа (его название)?
  • Соблюдены ли при цитировании высказывания (дословно привести высказывание и имя его автора) правила цитирования, существующие в русском языке?

Востребованными в настоящее время являются исследования документов с целью установления признаков компиляции (146 УК РФ; нарушение авторских и смежных прав в гражданском законодательстве). В качестве объектов могут быть предоставлены различные документы; научные статьи; кандидатские, докторские диссертации; программные продукты; сайты; экспертные заключения; заключение специалиста; технические задания; явки с повинной; протоколы судебно-следственных действий; учебные программы; сценарии; проекты и т. д.

Успех исследования письменной речи в целях установления авторства в значительной мере зависит от качества и объема сравнительного материала (образцов).

Под образцом письменной речи понимают текст, автором которого является проверяемое лицо. Записи отдельных слов, словосочетаний, даже отдельных предложений не могут считаться письменной речью, пригодной для решения вопросов об авторстве. Это должен быть именно текст соответствующего объема и обладающий рядом необходимых свойств.

Эксперту должны быть представлены свободные, экспериментальные и условно-свободные образцы письменной речи.

Свободные образцы письменной речи — это тексты, составленные проверяемым лицом вне связи с делом, по которому назначена экспертиза, и до его возбуждения. Они являются наиболее информативным в идентификационном плане сравнительным материалом. При их надлежащем объеме и подготовке эксперт имеет возможность получить ясное и полное представление об особенностях речевого поведения проверяемого лица в той или иной ситуации письменного общения, о системе его языковых и интеллектуальных навыков, об устойчивости и изменчивости признаков письменной речи в текстах конкретного стиля.

Свободные образцы должны соответствовать исследуемому тексту по следующим характеристикам:
а) времени исполнения;
б) языку изложения;
в) принадлежности к определенному стилю речи.

Таким образом, при подготовке свободных образцов письменной речи важно, чтобы они в наибольшей степени соответствовали исследуемому документу по характеристикам ситуаций письменного общения.

Важным требованием является объем текста. В методических указаниях для правоохранительных органов говорится, что образцы должны быть до пяти страниц печатного текста и до десяти страниц рукописного текста.

Условно-свободные образцы письменной речи — это тексты, выполненные в связи с расследуемым делом или после его возбуждения, но не специально для экспертизы. К ним относятся документы по делу: различные жалобы, объяснительные записки, заявления и другие тексты, выполненные уже в период расследования. В ряде случаев такие образцы могут служить дополнительным сравнительным материалом для проведения автороведческой экспертизы.

Автор: ООО ВОЭК

Контактная информация

+7 (831) 414-00-40